?

Log in

No account? Create an account

ЖАР-ПТИЦА на Дубненском ТВ. "На Юге".
Шейк
bigbeet67
Стараюсь выдерживать темп "Каждый день по песне из программы". Сегодня очередь рок-н-ролла, который я тоже достал для "Жар-птицы" из мешка армейских сочинений. Если мне не изменяет память, это была первая моя песня, сделанная для группы, когда весной 1975 руководство ДК "Октябрь", куда меня только что приняли на должность руководителя ВИА, поставило задачу в кратчайший срок сделать танцевальную программу. К тому времени эстрадный оркестр, игравший на танцевальных вечерах, потерял популярность и почти не собирал публику: в моде уже была рок-музыка, западная попса и начиналось диско. Справились мы с задачей за месяц: судя по трудовой, приняли меня 9 апреля 1975, и я точно помню, что первое выступление было уже в мае, а в репертуаре "На Юге" уже присутствовала. У меня даже сохранились 3 разных записи этой песни с танцевальных вечеров, до сих пор её играют и "Жар-птица", а "Алиби". Из любопытного про песню.
Во-первых, она оригинально построена композиционно: сначала 2 куплета и соло, и только потом припев.
Во-вторых, на "Зное" соло в конце я сыграл на раз, без всякой подготовки. И у этой лёгкости была причина: меня до сих пор удивляет наша работоспособность тогда: 3 репетиции в неделю по 4 часа, 2 танцевальных вечера, в субботу и воскресенье. И каждая репетиция начиналась со спонтанных импровизаций, не говоря уже о том, что я много занимался самостоятельно.
На фото - репетиция с первым составом, 1976 год.



В отношении исполнительства в конце 70-х мы уступали очень немногим в Москве и Питере, хотя где-то уступали в качестве материала. Но "Алиби", на мой взгляд, уровняло эти два параметра в 1986 году.   


ЖАР-ПТИЦА на Дубненском ТВ. "Ты гворишь".
Шейк
bigbeet67
Это был хит "Жар-птицы" на танцах всю вторую половину 70-х. Мы в обязательном порядке играли так называемый "белый танец", когда девушка приглашает юношу. Могу вас заверить, что это был волнительный момент для многих ребят: сначала ты приглашаешь незнакомую девушку несколько раз, болтаешь, флиртуешь, пытаешься узнать телефон, если он есть, а потом ждёшь, когда со сцены скажут "Дамы приглашают кавалеров" и смотришь с надеждой в её сторону... Уверен, что для изрядного количества пар наша песня была решающим моментом начала более близких отношений.
На фото: "Жар-птица" играет танцы, 1980 год.



Конечно, я вставил "Ты говоришь" в репертуар намеренно, чтобы "медляк" был длинным, душещипательным и на 3/4. Песню я сочинил в армии - я вообще, много там чего насочинял, что потом сильно пригодилось. Была зима, ночь, я - начальник караула в лесу на "точке", офицеры никогда в караул не заходят, дежурят у мониторов. Беру гитару и начинаю что-то наигрывать. Чтобы звук был громче и похож на электрический, прижимаю одной стороной деку к уху, а другой - к побелённой стенке горящей печки. Минут 10-15, и из пальцев выплывает арпеджио на Dmin 7 - Dmin 6 - Gmin. А потом из этой комбинации выплывает мелодия, а позже припев и текст. В оригинале было 4 куплета, но мы почему-то на записи для "Зноя" сократили песню до 3.
Именно потому, что я прижимал гитару к уху и печке, мне и запомнилось, как всё было.
Считаю эту мелодию одной из лучших среди того, что сочинил.


ЖАР-ПТИЦА на Дубненском ТВ. "Горевать не буду я".
Шейк
bigbeet67
Несмотря на простоту и некую дворовость текста, это одна из самых любимых моих песен "Жар-птицы".
Написал я её ещё в армии, где-то в 1971 году, сохранилась даже запись февраля 1972 года, которую я сделал , будучи в 10-дневном отпуске (на фото) за "успехи в боевой и политической подготовке".



Я ценю её за явную схожесть с битлами времён их первых двух альбомов, удачную аранжировку с обыгрыванием параллельных аккордов, за и симпатичный и оригинальный припев с трёхголосием в конце, за коду и общее позитивное настроение. Как и на альбоме "Зной", мы поём её вдвоём с Сашей Никитиным при поддержке Жени Хорошевского в трёхголосье - в оригинале был, конечно, голос Лёши Суркова.  Вообще удивительно, как удачно у нас с Сашей сочетаются голоса, и в унисон, и в интервал, хотя они совсем не похожи тембрально.


ЖАР-ПТИЦА на Дубненском ТВ. "Зной".
Шейк
bigbeet67
Мелодию куплета я придумал ещё в армии, и даже пару каких-то любовных строчек на неё. Потом, в конце 70-х, дострогал заготовку для "Жар-птицы", песня называлась "Лето, подожди", но там была другая средняя часть и кода. В 1981, когда мы начали записывать следующий после  "В Городе Желаний..." магнитоальбом, было, действительно, очень жаркое лето, уже в апреле мы ходили в футболках. Может быть, именно поэтому, детали сейчас не вспомню, я доработал песню до её нынешнего состоянии и написал абсолютно новый текст. Это тот случай, когда песня нравится всем, кто когда-нибудь её играл в "Жар-птице" или "Алиби".
Мне в том числе.

c  

ЖАР-ПТИЦА на Дубненском ТВ. "Привет!" и "Вне закона".
Шейк
bigbeet67

Обе песни шли одним блоком. Первая, акустическая "Привет!", написана на стихи известного поэта, ученика Маяковского, Семёна Кирсанова. С ней была забавная история. В 1984 году, в момент наибольшего давления на советские рок-группы, в органе Союза Писателей СССР, журнале "Литературная учёба", появилась огромная и разгромная статья про тексты песен "самодеятельных групп" за авторством некоего Щуплова. Про "Привет!" там было написано следующее:
  "Низкий штиль" раздвоенности "человека-невидимки" - лирического героя "Машины времени" - контрастирует с элегической раздвоенностью лирического героя группы "Рок-ателье", страдания которого отличаются изящной непринужденностью: " Я не заметил, как ночью дошел домой, Не помню, как вышел из города, сколько прошел. Я шел, как во сне, и думал о маленьком горе, О том, что счастье искал, но нигде не нашел…" По-моему, сомнабулические хождения ("как во сне") лирического героя П. Смеяна с имитацией "поиска счастья" сродни "влезанию на карниз не чтобы спрыгнуть" (помните в песне "Аквариума"?). Венец подобных сомнабулических хождений - это тема с приведениями рок-группы "Круиз", и, наконец, своеобразная "лирическая дерзость" группы "Жар-птица":

Человек есть чебурек,
Ножа вонзает лезвиеце.
Чебурек разрезывается,
И чебурека нет. Привет."

То есть, в органе Союза Писателей не знали, что это стихотворение Кирсанова из его очень популярного сборника "Больничная тетрадь". Я написал в редакцию издевательское письмо и получил ответ-отписку, что "мы изучим ваши претензии". Ни извинений, ни "изучения" я так и не получил.

Вторая песня, "Вне закона", тематически связана с первой и, на первый взгляд, кажется абсолютно диссидентской, но это не совсем так. Меня зацепило выражение "Вне закона", я взял из нашего репертуара песню "Я не верю" и полностью переделал её "любовный" текст для альбома "Зной". Песня о человеке, который стал изгоем, и не важно, кто это: преступник, которого ищут, революционер-подпольщик, чьи фотографии розданы шпикам и полицаям, или рокер, которого прессуют власти за тексты и "пресмыкание перед поп-культурой Запада". 
В 1994 году мы с нашим тогдашним директором Лёшей Файковым, хотели издать на CD сборник песен "Жар-птицы", записанный музыкантами "Алиби" и её друзьями. Нашли фирму, они вроде согласились, но что-то тянули и с выпуском, и с гонораром. Но однажды её менеджер встретил нас подозрительно радушно со словами: "А вот и ваш гонорар, получите". Как сейчас помню эту круглую цифру: 2222$. Потом менеджер расслабился, и рассказал, что владелец фирмы (его белый "Мерседес 600" мы встречали у входа), узнав, что в планах издание песен "Жар-птицы", поинтересовался, будет ли среди них "Вне закона". Узнав, что нет, опечалился, но, тем не менее, приказал выплатить нам деньги со словами: "Я под эту песню три года выходил на построение в лагере. Отличная песня, передавай привет ребятам".

ЖАР-ПТИЦА на Дубненском ТВ. Впервые.
Шейк
bigbeet67
...Если до марта этого года записи "Жар-птицы" (аудио и видео) разных лет были, в основном, двухдорожечные - с магнитофонов, кассетников и видео-камер (не считая трёх магнитоальбомов 1981-83 г.г), -  то сейчас впервые в её истории была сделана многоканальная запись, с которой я основательно поработал. Причём, очень важно то, что песни "Жар-птицы" играли не музыканты "Алиби", как подчас было до того - например, на альбомах "Ангар-4", "Концерт" и "Танцы", - а настоящие, коренные участники группы: Сергей Заонегин (ударные), Александр Никитин (бас, вокал) и я, конечно (гитара, вокал). Клавишами и вокалом нам помог Евгений Хорошевский, знающий материал: первый наш клавшиник, Юра Пулин, давно не играет; где второй, Женя Рукавичка, я даже не знаю, да и играл он недолго, а третий, прекрасный Лёша Сурков, уже 9 лет на небесах.
В этой комбинации "Жар-птица" существует с 2016 года, с юбилейного концерта в честь 40-летия группы.
За то, что у меня в руках оказалась 18-канальная запись, я должен сказать спасибо Ивану Шляпину, инициатору и ведущему программы "Живьём", который не поленился всё это подключить и записать. За видео, пусть и не HD-качества, ему спасибо тоже. Как он сам признавался, одной из его главных целей было зафиксировать дубненские коллективы и исполнителей, многие из которых играют весьма прилично и приличную музыку. А моей целью было получить "живую" запись группы, которую я создал весной 1975 года, сделанную с теми музыкантами, которые добыли ей известность в 1981-83 годах и спеть те песни, которые сделали это возможным.
Теперь я буду каждый день рассказывать про какую-то одну песню из этого выступления - про то, как она была написана, какие изменения претерпела, чем она была важна для меня и нас.
Соответственно, вы сможете её послушать и посмотреть на нас в момент звукоизвлечения.
В конце передача будет представлена полностью, с вопросами, ответами и шутками.
Начали мы, естественно, с песни "Дверь на сцену". Когда-то, с середины 70-х у нас была песня под названием "Добрый вечер". Мы тогда играли танцы по субботами и воскресеньям, и нам была нужна песня на начало - ритмичная, простая, заводная. Я как-то очень быстро её написал и придумал гитарно-басовый риф, после чего мы несколько лет исполняли этот номер.
В 1981 году, после успеха магнитоальбома "В Городе Желаний, под Радугой Мечты", мы приступили к записи следующего альбома, получившего название "Зной",  и хотели заглавной песней сделать именно "Добрый вечер", но мне показалось, что текст слишком простоват: я уже успел наслушаться "Воскресенья", "МВ", "Аквариума" и "Зоопарка" и странно было бы открывать альбом следующим текстом:

Добрый вечер, добрый вечер!
Очень рады мы всегда нашей встрече.
Мы хотим, чтобы был,
Этот вечер как всегда доброй встречей.

Мы споём вам о том,
Что мы ищем, что мы знаем, чем живём.
Захотите - приходите.
Приходите к нам всегда,
Мы вас ждём.

Мы вам отдаём свои сердца
Всех нас, от начала до конца.

(повторяется 1-й куплет)

В результате переделки текст начал звучать так:

Я давно закончил школу
И, по нынешним годам,
Был слишком молод,
Так наивен и уверен,
Что без стука отворю
Любые двери.

Меня музы посещали
Пол Маккартни и Высоцкий
Просвещали.
Самодельная гитара
Мнилась мне почти что
Крыльями Икара.

И я стоял у двери, со мной мои друзья,
В сердце песню принеся.
Но превращал вельможа, глаз на нас кося,
Всё возможное в "нельзя".

Но мы пели и играли.
Нас анафеме печатно придавали
Разгоняли, постригали,
Но устали и отстали.
Это было так давно,
С тех пор мы дверь с петель
Сорвали -
Дверь на сцену, дверь вселенной.
Слышите вы,
Видите вы
Нас?
Привет!

Конечно, некая фронда к власти, открыто присутствующая в тексте, могла выйти нам боком. Но почему-то я помню, что об этом даже не задумывался, обида на запреты разного рода была естественной и искренней, а вешать на столбах партийных вельмож я не предлагал. Есть здесь и неисполненная надежда, что мы "дверь сорвали". Ничего мы не сорвали, буквально через год началось сильнейшее давление на рок-группы, музыкантов начали третировать, преследовать, запрещать исполнять собственные песни и даже сажать в полном составе, как группу "Трубный зов", например.
Перед началом песни на альбоме "Зной" я создал звуковой коллаж из шума эфира приёмника "Океан", каких-то радиопередач и музыкальных отрывков песен Beatles, Queen, "Воскресенья" и "МВ".

Мы её играем до сих пор, и "Жар-птица", и "Алиби": она и сейчас актуальна, пусть и не так, как в 1982 году.

СЕГОДНЯ БОЛЕЮ ЗА ХОРВАТИЮ
Шейк
bigbeet67
А когда наши с ними играли, болел за наших. Это была лучшая сборная с тех пор, как смотрю футбол, а я помню драматичный матч с Португалией за 3 место на ЧМ в 1966 году и голы Эйсебио.
Но, слава богу, РФ проиграла: того победобесия, какое могло быть в случае выигрыша, я бы не перенёс. Мне его хватает на 9 мая, когда долбанутые пропагандой мамаши-папаши переделываю коляски в танки и радостно катают в них малышей в форме НКВД.
Но главная причина моего выбора в другом.
Конечно, это Домагой Вида и его "Слава Украине!"
Которое он сказал не на поле в камеру во время трансляции.
Не во время интервью ТВ.
А в своём личном, закрытом Инстаграме.
Для своих коллег в киевском "Динамо", в котором играл несколько лет.
Но кто-то извлёк и выложил на всеобщее обозрения.
И среагировала Россия, а не Украина.
Такое впечатление, что Вида случайно бросил килограммовую упаковку дрожжей в уличный сортир, условно обозначенный буквой "Р", и который давно не посещала говночистка.
Говно зашипело, забурлило, завоняло и полилось через край. Пропагандоны забились в истерике, "эксперты" - в падучей, 85% - ещё раз тронулись слабым умом.
И сразу стало резко:
бездонная ненависть к Украине, которую Геббель-ТВ пестовала годами;
чёрная зависть к тому, что на её стороне цивилизация, а на стороне России - вообще никого, даже Зимбабве;
обида, что потом сотни тысяч написали ФИФА "Слава Украине!" и никто - "Слава России!";
бессильная злоба, что с Украиной уже ничего не сделаешь, не случилось там ни холодомора, ни дефолта, ни "Майдана-3", а войну у неё выиграть невозможно - кишка тонка, да и лёту от границы до Кремля минут 30, сыкотно.
Как рассказывал мне один русскоязычный украинец, для него было неожиданным в 2014 году - когда РФ ввела кадровые войска на Донбасс, - что тамошние русские тоже будут кричать "Слава Украине!" и вставать в очереди в военкоматы. Поэтому в том, что девиз националистов стал там общенациональным, виноват не только Путин, но и вы, дорогие россияне, ваша война против когда-то братской страны, 300 пассажиров сбитого вами "Боинга", несколько тысяч детей, которых вы сделали сиротами, убив их отцов, 10 000 жертв войны, развязанной вами, Крым и Донбасс, Иловайск и Дебальцево.
И, конечно, последовавшие неуклюжие действия ФИФА, которая хотела бы наказать Виду, да не за что, усилили подозрения до 100-процентной убеждённости, что Путин её купил с потрохами и этим чемпионатом.
Когда вы всё это прочитали и вас немного тряхнуло, сделаю маленькое уточнение. Буквой "Р" я обозначил не Россию Пушкина и Менделеева, Королёва и Тарковского, а поганый и кровавый "русский мир", где герой - Моторола, идеолог - Проханов, замполит - Прилепин, музыканты - предавшие идеалы рока Скляр и Чичерина, а крёстный отец шабаша - Путин.
Хорошо бы Хорватия вообще выиграла ЧМ, чтобы этот вонючий сортир разнесло в брызги и щепки от ярости и бессилия.


50 лет бит-группе "Фобос"
Шейк
bigbeet67
Наконец-то я закончил титанический труд: сделал звук и видео юбилейного концерта "Золотой полтинник. 50 лет бит-группе "Фобос".
Серёжа Заонегин записал его на 18 каналов, а Женя поставил камеру, которая всё засняла. А потом я во всём этом разбирался 2,5 месяца - резал, обрабатывал, смешивал, плакал.
Наконец вчера отцифровал эти 64 гига звуков и картинок и посмотрел от начала и до конца с чашкой кофе в руках. Несмотря на то, что делал всё в старых, изученных программах (в новых это растянулось бы надолго), результат меня удовлетворил.
И, конечно, мне очень хотелось закончить всё до Нового года, чтобы это был подарок и музыкантам, и поклонникам на самый лучший праздник в России.
С Новым Годом, друзья!

"Не имей..."
Шейк
bigbeet67
Нет, лучше так: "Если есть 100 друзей, они найдут 100 рублей".
Оказывается, популярное в мире музыки и искусства слово "краудфандинг" переводится как "народное финансирование". Вот мы - группа "Алиби" и я - приступаем к нему, к "народному".
А нужно оно для того, чтобы осуществить два проекта: выпуск последнего альбома группы "Жизнь как подарок" и моей книги "Бит".
Неделю назад мы - я, Женя и Саша - собрались на базе, чтобы послушать то, что получилось. Я-то слушал это сотни раз, а ребята урывками, с большими перерывами во все эти 5 лет. Резюме было таким: одну песню убрать как неудачную, для другой написать новый текст, некоторые слегка скорректировать. И вывод, который принёс мне глубокое удовлетворение как автору и тому, кто всё это записывал и сводил сотни часов: "Здесь есть, что слушать".
Я должен кое-что уточнить.
Во-первых, это наш ПОСЛЕДНИЙ альбом. Не "крайний", а именно так: последний. Я не думаю, что ещё через пять лет у меня накопится материалов для нового релиза, что на это у меня будут силы, голос и здоровье - мне и так уже 67.
Во-вторых - то, что несколько опровергает "во-первых".
Наш план таков: выпустить альбом на традиционном физическом носителе, то есть CD, в красивой упаковке, чтобы было что послушать и посмотреть. Помимо этого сделать персональную страничку альбома в Интернете, где мы будем не только обсуждать его со слушателями и публиковать рецензии, но и выкладывать - внимание! - новые песни. А они в зачаточном состоянии в виде мелодий, идей и проработок аранжировок есть, минимум штуки 3-4. Помимо этого есть разные интересные варианты готовых песен и те, что мы готовили, но не включили в трек-лист CD
То есть, альбом "Жизнь как подарок" будет постоянно пополняться, в этом его оригинальность.
Но чтобы всё это осуществить, нужны деньги: оплатить аренду студии, мастеринг готовых миксов, работу дизайнера, выпуск CD и что-то ещё, что выскакивает неожиданно.



Теперь про книгу "Бит", которую давно и настоятельно уговаривают меня знающие и понимающие люди написать. Фактически где-то 3/5 её написано и опубликовано как в СМИ и книге "Музыкальная анатомия поколения независимых", так и в Интернете. Надо собрать отдельные фрагменты в стройное целое и заполнить пробелы. Этим я займусь сразу после Нового года, когда в альбом будут внесены последние уточнения.
Мне кажется, что книжка будет интересной, поэтому хочется, чтобы она и выглядела достойно.
По мере написания буду публиковать эти отрывки, чтобы вы знали, на что жертвуете свои кровные.
Естественно, все, кто поможет, особенно значительно, будут отмечены на альбоме и в книге, и, конечно, получат от нас экземпляры с автографами.
В качестве вишенки на торте публикую заглавную песню альбома, стилистика которой отправляет меня и вас в ностальгическое путешествие в начало 70-х, на скамейку за ДК, где сижу я в клешах, с переделанной семистрункой, портвейном "777" и блондинкой в юбке "банан".
Мои реквизиты:
1.Счёт в Сбербанке, карта Maestro, н/с 63900240 9020230492, Попов Сергей Евгеньевич
2.Яндекс. Деньги: н/с 410011030529134

Буду благодарен за репост.


ЖИЗНЬ КАК ПОДАРОК
Шейк
bigbeet67
Давно об этом хотел написать, а тут и повод есть.
...Когда ты молод, знаешь про смерть, но она кажется тебе такой далёкой, что о ней смешно думать, то торопишь время. Причём, советские и нынешние времена, по моим наблюдениям, почти не отличаются.
Сначала хочешь побыстрее закончить школу, чтобы учителя и родители отстали, наконец.
Хочешь поскорее овладеть подругой, чтобы не мёрзнуть, провожая каждый вечер за поцелуй в щёчку на прощанье.
Торопишь дембель, если попал в армию, волнительно отрезая по сантиметру от рулетки каждый вечер, когда осталось 150 дней до приказа.
Или мечтаешь побыстрее закончить институт, чтобы жить на свои, а не мизерную стипендию, случайные заработки и помощь родителей.
Найдя работу, торопишь карьеру, чтобы получать больше и содержать семью с вечно недовольной женой и капризными детьми.
Торопишь очередь на жильё при Советах, или срок выплаты ипотеки сейчас, чтобы, наконец, съехать от родителей или накопить на ремонт.
И вот в 40-45 начинаешь понимать, что 2/3 жизни позади и ты пробежал её со спринтерской скоростью, почти не замечая, что было по краям дистанции.
Потом понимаешь, особенно если здоровье начало давать сбой или уже был первый микро-инфаркт, что дата "Ч" уже назначено, и каждый ежедневный сантиметр от неё уже отрезаешь не ты, а беспощадное время. И остаётся тебе всё меньше и меньше...
Я даже не помню, где первый раз услышал или прочитал эту фразу. Забыл о ней. А потом мне её вернули со словами: "Может быть, так назвать новый альбом "АЛИБИ"?
Да! Так и назвать! И написать песню, поставить точку в этом пятилетнем процессе сочинения, репетиций, сомнений, записи, переделок, пересведений и т.д.
И знаете что? Всё, что я написал выше, не очень про меня. Я всегда жил, как хотел. Делал, что хотел. Хотел и имел. Не имел тоже. И воспринимал жизнь как подарок. Яркий, добрый, долгий.
И когда я умру, я же не узнаю, что всё уже закончилось.
Видимо, в этом и есть смысл вечности.
Воспринимайте жизнь, как подарок, самый главный во вселенной.